Виды Электронной Подписи и особенности её применения в ЕСИА Госуслуги.

ЕСИА Госуслуги

Каждый день растёт количество онлайн сервисов и увеличиваются возможности по получению различных видов услуг дистанционно. Что положительно сказывается на социальной сфере. На сегодняшний момент имея минимальные знания и навыки в работе с ПК и сетью Интернет. Вы можете без очередей и ходьбы по инстанциям получить услуги от государственных и муниципальных органов.

Для того чтобы пользователь смог использовать все возможности портала госуслуг ему потребуется наличие электронной цифровой подписи. Согласно Федеральному Закону No 63 ” Об Электронной подписи” от 06.04.2011г., установлены основные виды Электронной Подписи. Каждую из этих подписей можно использовать для тех или иных целей. Цифровые подписи различают на: Простую подпись и квалифицированную электронную подпись.

Основные различия между простой и квалифицированной подписью:


• Простая подпись используется для запросов и получения справочной информации. Это справка о наличии или отсутствии судимости, о сумме средств пенсионных накоплений, информации о штрафах и налогах или долгах в данной категории и т.п. Возможность записаться на получение медицинских услуг  или услуг различных образовательных учреждениях. Так же возможно оплатить различные услуги, включая услуги ЖКХ, налоги и т.д.

• Квалифицированная подпись используется при замене паспорта и водительского удостоверения и других документов удостоверяющих личность гражданина. Квалифицированную Электронную подпись можно использовать для регистрации нового юридического лица, открытия ИП, регистрация автотранспорта. Подачи сведений 3 НДФЛ в налоговые органы, запросы на получение различных лицензий или получения разрешений на выполнения различных видов работ. Так же электронную подпись можно использовать для участия в Электронных торгах для выполнения различных видов работ и услуг.

Согласно выше написанному можно сделать вывод, что для получения справочной информации и выполнения простых операций требуется простая ЭЦП, а для юридически значимых действий необходима квалифицированная подпись.

Создание простой ЭЦП.

Для получения этого вида цифровой подписи вначале требуется посетить сайт ЕСИА Госуслуги. Здесь потребуется выполнить ряд действий. На главной странице нажимаем “Зарегистрироваться”, откроется новое окно, где необходимо указать вашу Фамилию, Имя, номер телефона и вашу электронную почту. После этого нажимаем на кнопку “Зарегистрироваться”. В зависимости от выбора метода подтверждения, используется активная ссылка(если выбрали метод подтверждения почта) или СМС, который высылается на мобильный телефон. После подтверждения вам необходимо будет придумать пароль, который будет использоваться при авторизации на сайте.

На следующем этапе требуется указать данные паспорта, ваш ИНН и номер СНИЛС, после этого необходимо подождать когда пройдет проверка указанных данных через СМЭВ(система межведомственного электронного взаимодействия).

После прохождения проверки в личном кабинете портала Госуслуги будет создана простая ЭЦП.

Создание квалифицированной электронной подписи.

В отличие от простой ЭЦП для получения второго вида подписи – квалифицированной, потребуется больше времени и действий. Основное что необходимо будет сделать, это обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр. Список УЦ размещен на сайте Минкомсвязи РФ. Вы можете воспользоваться поиском на сайте Минкомсвязи “Ближайший Удостоверяющий Центр”, где система автоматически предложит вам адрес ближайшего УЦ в зависимости от вашего расположения.

В Удостоверяющий Центр или в официальную точку выдачи этого УЦ необходимо предоставить следующие документы:

Два заявления на создание Электронной подписи и Присоединении к регламенту( Бланки выдает УЦ).
1. Свидетельство ИНН.
2. СНИЛС.
3. Паспорт лица на которого оформляется подпись.

Возможна подачи заявки на создание сертификата электронной подписи в электронном формате. Для этого вам необходимо связаться с Удостоверяющим Центром и получить от них бланки заявлений и счет на оплату на вашу электронную почту. После оплаты счета за выпуск электронной подписи вы можете сэкономить ваше время. Для этого вам нужно выслать требуемые документы в сканированном виде на электронную почту УЦ.  Оригиналы вы сможете предъявить уже непосредственно в момент получения квалифицированной подписи для ЕСИА госуслуги. При этом необходима личная явка или же доступна курьерская доставка, в момент которой и предоставляются оригиналы. Обычно, данная услуга оказывается на платной основе.

Выдача Электронной подписи юр.лицу.

Говоря про процедуру выдачи Квалифицированной Электронной Подписи необходимо заметить, что указанная выше процедура работает не только с физическими лицами, но и актуальна и для юридических лиц. Для выпуска ЭЦП для юр.лица потребуются дополнительные документы:

1.Приказ или выписка из приказа о назначении на должность(Если выпускается не на Руководителя компании).
2. Свидетельство ИИН самой компании.
3. Свидетельство ОГРН компании.

В среднем стоимость предоставления описанных выше услуг аккредитованными удостоверяющими центрами. Как муниципальными, так и осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе начинается от 2000 руб. Причем цена для юридических и физических лиц установлена на одном уровне. Основными факторами, оказывающими влияние на ее изменение, от указанной суммы в сторону уменьшения или же увеличения являются:

1. Регион.
2. Выбранная ценовая политика.
3. Наличие конкуренции в данном сегменте рынка.

Без вложения денежных средств доступно получение только простой ЭЦП. Которая значительно облегчает сбор различных справок и т.п. для рядовых граждан. Связано это с тем, что выдается она самим порталом государственных услуг и основной целью ее использования является обеспечение доступности и снижение уровня бюрократии муниципальных учреждениях, а также сокращения количества временных затрат на сбор документов.